• Главная
  • Статьи
  • Что такое грузоподъемность троса и как его рассчитать

Что такое грузоподъемность троса и как его рассчитать

Купили трос для крана или лебедки и думаете, что можно цеплять все подряд? Стоп. Есть такая штука как грузоподъемность – это максимальный вес, который трос выдержит без разрыва. Неправильно рассчитали и рискуете не только сорванным грузом, но и безопасностью людей вокруг.

Давайте разберемся, что такое грузоподъемность, откуда берется и главное – как ее правильно сосчитать.

Что такое грузоподъемность троса

Грузоподъемность (или рабочая прочность) – это максимальная нагрузка, которую трос может безопасно выдерживать при длительной работе. Это не тот вес, при котором он рвется – это рабочий вес с запасом прочности.

Есть два ключевых понятия:

Разрывное усилие — это предел, когда трос обрывается. Эта цифра указывается в сертификате на трос или в технической документации. К примеру, для троса диаметром 10 мм разрывное усилие может быть около 58,8 кН (это примерно 6 тонн).

Рабочая нагрузка (грузоподъемность) — это вес, с которым можно безопасно работать каждый день. Она всегда меньше разрывного усилия, потому что нужно учитывать запас прочности.

грузоподъемность троса

Формула расчета грузоподъемности

Чтобы узнать, какая нагрузка выдержит трос, используют простую формулу:

S = R / k

Сказать:

  • S – грузоподъемность (допустимая нагрузка) в кг или тоннах
  • R – разрывное усилие троса в кг (из сертификата)
  • k – коэффициент запаса прочности

К примеру, у вас трос с разрывным усилием 6000 кг. Коэффициент запаса для грузоподъемного оборудования - 5. Считаем:

S = 6000 / 5 = 1200 кг

Значит безопасно работать с грузами до 1,2 тонны.

Что такое коэффициент запаса прочности

Это та страховка, которая не дает тросу оборваться. Коэффициент показывает, во сколько раз разрывное усилие больше рабочей нагрузки.

Почему нельзя работать на грани разрыва? Ибо на трос действуют не только вес груза. Есть еще:

  • Динамические нагрузки (рывки при подъеме)
  • Трение о блоки и барабаны
  • Изгибы и перегибы
  • Вибрация
  • Погодные условия (мороз делает трос хрупким)
  • Износ троса со временем

Коэффициент запаса зависит от того, где используется трос:

k = 5-6 – грузоподъемные краны, тельферы, кран-балки k = 4-5 – строительные люльки, подъемники k = 3-4 – лебедки для вытягивания авто k = 7-8 – канатные дороги, лифты (где есть люди) k = 2-3 – буксировочные тросы

Чем ответственнее работа и чем больше риск для людей — тем больше коэффициент.

Что влияет на грузоподъемность

Диаметр троса

Чем толще трос – тем больше он выдержит. Логически, да? Трос 2 мм выдержит около 47 кг рабочей нагрузки, а трос 10 мм уже около 1200 кг (при коэффициенте 5).

Материал и конструкция

Стальные тросы самые крепкие. Но среди них тоже есть разница:

  • Одинарная завивка – простая, но менее прочная
  • Двойная завивка (6x19 или 6x36) – золотая середина.
  • Тройная завивка — самая крепкая, но более дорогая

Тип прикосновения проводов в прядях тоже имеет значение. Тросы с линейным прикосновением (ЛК) прочнее тросов с точечным прикосновением (ТК).

Сердечник

Имеется органический (из ткани, капрона) и металлический. Более органичен более гибкий, лучше держит смазку, но металлический более прочный. Для тяжелых нагрузок берут тросик с металлическим сердечником.

Состояние троса

Новый трос и изношенный – это две большие разницы. Если на тросе:

  • Обрывы проводов в прядях
  • Ржавчина
  • Видно сердечник
  • Диаметр уменьшился более чем на 7-10%

Так грузоподъемность падает, и трос надо менять. Не стоит играть с безопасностью.

Как подобрать трос под конкретную задачу

Шаг 1. Определите максимальный вес груза

Подсчитайте тяжелый груз, который будете поднимать. Добавьте 20-30% сверху на всякий случай (вдруг найдется что-то потяжелее).

Шаг 2. Выберите коэффициент запаса

В зависимости от условий работы (см. таблицу выше). Для кранов – минимум 5, для буксировочных тросов можно 2-3.

Шаг 3. Рассчитайте нужное разрывное усилие

R = S × k

К примеру, нужно поднимать 500 кг на кране (k=5): R = 500 × 5 = 2500 кг

Шаг 4. Подберите трос с таким разрывным усилием

Ищите каталоги или попросите поставщика. Для разрывного усилия 2500 кг подойдет тросик диаметром около 6-7 мм.

Шаг 5. Проверьте документацию

Обязательно посмотрите сертификат на трос. Там указано точное разрывное усилие для конкретной марки и диаметра.

Пример расчета для кран-балки

Надо подобрать тросик для кран-балки, которая будет поднимать детали до 800 кг.

  1. Вес груза: 800 кг
  2. Добавляем запас 30%: 800×1,3 = 1040 кг
  3. Коэффициент для крана: k=5
  4. Разрывное усилие: R = 1040×5 = 5200 кг
  5. Подбираем трос 10 мм с разрывным усилием 5880 кг.

Проверка: S=5880/5=1176 кг – подходит!

Особенности при работе со стропами

Если вы используете строп с несколькими ветвями (2, 3 или 4), то нагрузка распределяется между ними. Но здесь есть нюанс – угол между ветвями.

Чем больше угол — тем больше нагрузка на каждую ветвь. Формула такова:

F = Q / (n × cos α)

Сказать:

  • F — нагрузка на одну ветку
  • Q — вес груза
  • n — количество веток
  • α — угол между ветвью и вертикалью

К примеру, поднимаем 1000 кг на 4-ветковой стропе под углом 45°:

F = 1000/(4×0,707) = 353 кг на каждую ветвь

Но если угол увеличить до 60°, нагрузка возрастет до 500 кг на ветку. Поэтому угол между ветвями не должен превышать 90°.

Когда менять трос

Даже если расчеты верны, трос не вечен. Его нужно проверять и менять при следующих признаках:

  • Оборвалось 10% и более проводов на длине одного шага завивки
  • Появилась ржавчина на больших участках
  • Видно сердечник (значит пряди разлезлись)
  • Диаметр уменьшился более чем на 7%
  • Есть изломы, искажение или сплющение
  • Трос "мохнатый" (провода торчат во все стороны)

Не жалейте старый трос. Лучше купить новое, чем потом разгребать последствия аварии.

Итоги

Грузоподъемность троса – это не просто цифра в каталоге. Это расчет, стоящий между безопасной работой и аварией.

Запомните главное:

  • Всегда считайте грузоподъемность по формуле S = R/k
  • Не работайте без запаса прочности
  • Учитывайте условия работы (динамика, углы, температура)
  • Проверяйте состояние троса регулярно
  • Не экономьте на безопасности

Если сомневаетесь в расчетах или не знаете, какой трос подобрать спросите у специалистов. У нас всегда можно проконсультироваться, подобрать правильный трос под ваши задания и получить все необходимые сертификаты.

Трос – это то, от чего зависит безопасность. Поэтому к выбору нужно подходить серьезно.